За сказочными образами стоят различные символы, пришедшие из глубины
веков. Ребенку они более понятны, чем взрослому. Многолетняя привычка к
логическому мышлению вырвала взрослого из мира символов. Это – главная
причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком.
Сказка близка детям по мироощущению, ведь у них
эмоционально-чувственное восприятие мира. Логика и рассуждения взрослых
ребенку еще не понятны, а сказка и не учит напрямую. В ней есть только
волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои
симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот
персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш узнает, что Кащей
обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные
чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в
будущем и он сделает что-то хорошее.
Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим
способностям детей. Это – источник веселья. Ребенку важен не
практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от
которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной
душевной деятельности.
Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный
процесс, с помощью которого дети учатся понимать окружающий мир,
наполнять его смыслом.
Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности
ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его
ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и
ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу.
Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его
внутреннему – идеальному – миру, осознаем его чувства и эмоциональные
состояния.
Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим
усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое
проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой
сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому
доступным для воздействия. |