Школы делятся на три типа: 1) Традиционная
государственная школа; 2) Школа с «уклоном», специализирующаяся на
усиленном преподавании какого-либо предмета; 3) Частная школа. Традиционная школа
в наше время потихоньку выбирается из того кризиса, в котором
находилась все перестроечные и постперестроечные года. Несомненные
плюсы таких школ в том, что они дают неплохую подготовку к поступлению
в ВУЗ, а бывает и сами «приписаны» к какому-либо институту. Выбирая
такую школу, соберите как можно больше информации о ней: поговорите с
мамочками на площадках, «поройтесь» в Интернете на форумах вашего
города, сходите на экскурсию в саму школу. Оцените её по всем
параметрам, но в первую очередь по статистике выпусков: с какими
оценками выпускаются ученики; каков процент поступивших в ПТУ,
техникумы, ВУЗы?
«Специализированную», профильную
школу, выбирайте в соответствии со способностями ребёнка. Не
основывайтесь на своих нереализованных амбициях («Я всю жизнь мечтала
играть на скрипке, но не получилось, а вот моя дочь будет играть!»), а
исключительно на природных данных вашего чада. Не знаете, к чему он
более склонен? Можно протестироваться у психолога, а можно определить и самому, попросив ребёнка пройти небольшой тест:
Покажите ребёнку пять геометрических изображений:
квадрат, треугольник, круг, зигзаг и прямоугольник. Предложите выбрать
то, которое ему более всего импонирует.
Если ребёнок выбрал квадрат, у него явно преобладают
математические способности. Его сильная сторона – мыслительный анализ.
Такие дети, как правило, более усидчивы, отличаются трудолюбием,
терпением и аккуратностью.
Если чадушко выбрало треугольник, у него более развиты
логика и артистические способности. Он стремится к лидерству, уверен в
себе, решителен, хотя иногда отличается категоричностью и
нетерпимостью. Такой ребёнок стремится выделиться на общем фоне,
отличается честолюбием. Его главные козыри – умение сконцентрироваться
на главном, на сути проблемы, и провести детальный анализ возможных
вариантов. У такого малыша, возможно, развиты математические и
лингвистические способности, а также артистизм. Кроме того – у него
огромный запас энергии и он с лёгкостью выдержит дополнительные
занятия.
Ваш ребёнок выбрал круг? Для него важны
доброжелательность и хорошие отношения, царящие вокруг. Но и сам он
легко входит в контакт с окружающими, отличается дружелюбием. Такой
ребёнок очень чувствителен и эмоционален. Любые его прекрасные
способности можно легко погубить нетактичным отношением учителя.
Учитель с «жёсткой дисциплиной» не для такого ребёнка! Дисциплине он
его, может, и научит, но желание учиться отобьёт напрочь. Соберите об учителе как можно больше отзывов.
Зигзаг – выраженные художественные способности. У
такого ребёнка хорошо развиты фантазия и воображение, он любит мечтать
и придумывать небылицы. Цифры ему трудны и непонятны, а сцена отнимает
слишком много сил. Школа с художественным уклоном – та стихия, где он
будет чувствовать себя, как рыба в воде.
Заставляет насторожиться выбор прямоугольника. Эту
фигуру выбирают дети, находящиеся в кризисном периоде. Ребёнок запутан,
неопределён. Такой малыш излишне напряжён и возбуждён,
его поступки непредсказуемы и непоследовательны. Если ребёнок выбрал
прямоугольник, через пять минут попросите его опять сделать выбор.
Опять прямоугольник? Обратитесь к психологу!
Частные школы давно и прочно заняли
свою нишу в системе образования. Их выбор достаточно велик. Принцип
выбора такой же, как и в случае с государственными школами, плюс –
состояние вашего кошелька.
В чём преимущества частных школ перед государственными?
Учителя и в тех и в других заканчивали одни и те же педагогические
ВУЗы, однако в негосударственных учреждениях преподаватели постоянно
учатся на всевозможных курсах повышения квалификации, оплачиваемые
школой, что, несомненно, повышает их профессиональный уровень.
К тому же в частных школах учителя, не стиснутые
жёсткими рамками устоявшейся системы, будут лучше и легче относиться к
неординарным детям, выбивающимся из общей массы и, возможно, одарённым,
которых обычная школа опустила бы на планку «середнячков», своими
попытками привить дисциплину.
При поступлении в начальную школу вас должны
осведомить, по какой программе будет учиться ребёнок. Если учитель
ничего не говорит об этом – спросите сами. Какие бывают программы, и
чем они «грозят»?
«Классическая начальная школа». По
этой системе учились наши бабушки и мамы. Она вырабатывалась годами и
доказала свою эффективность. Это самая что ни на есть традиционная
программа обучения. Только сейчас она переработана и изменена с учетом
современных требований. Обучение направлено не только на формирование
знаний, навыков и умений, как прежде, но и на развитие личности
ребенка.
Из новых программ я хочу отметить такие: «Школа 2100», «Гармония», «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Система Занкова», «Система Эльконина-Давыдова».
Немного о каждой из них.
"Школа 2100" В процессе обучения
ребенок познает самого себя, учится самостоятельности. Программа
отвечает требованиям современной жизни, направлена на воспитание,
развитие и обучение ребенка. Эта программа трудновата, считают многие
учителя. Трудновата в первую очередь для них самих. Особенно сложна
математика: сами учителя не в состоянии решить некоторые задачи. А ведь
по плану учитель должен вести ученика в нужном русле, организовать
работу так, чтобы сам ребенок сделал маленькое открытие. В учебниках
реализован принцип "минимакс": содержание предлагается учащимся по
максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта.
Получается, что в идеале у каждого ребенка есть возможность взять
столько, сколько он может.
"Гармония" Сохраняет лучшие традиции
школы, учитывает особенности развития каждого ребенка, предполагает
наращение сложности в предъявлении учебного материала. Знания ребенка
оценивает учитель. Сегодня "Гармония" все более и более приближена к
развивающим программам обучения.
"Школа России" Эта программа обучения
мало чем отличается от "Гармонии". Ее в основе также лежат
личностно-ориентированный и проблемно-поисковый подходы.
Модуль "Школа России" развивает у
ребенка природосберегающее "чувство дома", воспитывает любовь и
уважение к природе во всех ее проявлениях. Важнейшей его составляющей
являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика,
которые направлены на духовное и нравственное саморазвитие личности
ребенка.
"Начальная школа XXI века"
Предполагает формирование учебной деятельности так, чтобы ученик
самостоятельно старался изменить самого себя в лучшую сторону. Такая
программа самосовершенствования не исключает и активной позиции
педагога. Учитель воспринимается как наставник и помощник в обучении.
Система Занкова В основе лежит идея
слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учит детей
собственному поиску. Чтобы пробудить самостоятельность, вопросы
ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Система принимает
каждого ребенка таким, каков он есть, и затрагивает не только классную,
но и внеурочную работу.
Система Занкова охватывает лишь начальное звено
обучения. Как показывает практика, обучение легко дается далеко не всем
ребятам: оно ведется на более высоком уровне сложности, изучение
материала идет более быстрыми темпами.
Программа Занкова учит детей не только
отвечать на вопрос: "Из скольких чисел состоит число 5?" Учителя,
работающие по этой программе, никогда и не сформулируют вопрос таким
образом! Они спросят: "Что вы думаете про число 5?" Чувствуете разницу?
Чувствуете, сколько вариантов ответа?
Система Эльконина-Давыдова
Особенностью системы Эльконина-Давыдова являются разнообразные
групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых дети открывают для
себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в
виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена
система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят,
учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на
качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта.
Во многих школах зачастую бывает так: существует три
первых класса «А», «Б» и «В». По результатам собеседования в класс «А»
набираются более «сильные» дети, с явными математическими способностями
и их обучают по системе Эльконина-Давыдова. В классе «Б» дети
«послабее» и их обучают по программе «Школа 2100». Класс «В» - дети,
обучаемые по традиционной системе. Таким образом, школа старается
учитывать интересы и родителей, и детей.
Выбор за вами, дорогие родители, но не забывайте учитывать интересы ребёнка!
Источник: http://www.somus.ru |